Принципы выкладки товара на полках для повышения продаж: советы от Европос Групп

Принципы выкладки товара на полках для повышения продаж

Выкладка товара на полках


Выкладка товара в магазине напрямую влияет на удобство покупателей, а значит на увеличение продаж и лояльность клиентов. Размещение товаров на полках магазина – это важный этап в организации торговли: она должна быть выполнена таким образом, чтобы покупатели могли легко найти нужный им товар, а также быстро и удобно его приобрести.

Без имени-1.jpg

Существует несколько правил выкладки товаров на полках:
  • Товары должны быть расположены в порядке убывания спроса: наиболее востребованные товары должны находиться на верхних полках, а менее популярные – на нижних
  • Товары должны быть представлены в достаточном количестве: если на полке находится только один экземпляр товара, то покупатели могут не заметить его и пройти мимо.
  • Товары должны быть расставлены таким образом, чтобы они не мешали друг другу. Например, если на полке находятся продукты питания, то они должны быть разделены на категории и располагаться в соответствии с их сроками годности.
  • Товары должны иметь привлекательный вид: если товар выглядит неряшливо или имеет повреждения, то покупатели скорее всего не захотят его купить.
  • Товары должны соответствовать требованиям законодательства. Например, продукты питания должны быть разложены в соответствии с требованиями санитарных норм.
Также стоит учитывать, что выкладка товаров может различаться в зависимости от типа магазина и его целевой аудитории. Например, в магазинах, специализирующихся на продаже электроники, товары могут быть расположены на полках в соответствии с техническими характеристиками и моделями устройств. Кроме того, стоит обратить внимание на различные POS-материалы для выкладки товаров, которые позволяют сегментировать выкладку товара и повысить его привлекательность для клиентов.

Принципы выкладки товара на полках

Существует несколько базовых принципов выкладки товаров, которые позволяют увеличить продажи и успростить работу персонала.

  1. Группировка по видам продукции: каждый отдельный вид продукции представлен в одном месте торгового зала. Такой способ систематизации товаров используется в супермаркетах и магазинах самообслуживания, продовольственных, хозяйственных и строительных магазинах. Подобная группировка наиболее удобна для покупателей, так как позволяет легко ориентироваться даже в большом магазине и быстро найти нужный вид продукта.
  2. Объемное размещение одной группы. Такой вид выкладки используют в дискаунтерах и магазинах низких цент, где ставка делается на количество и повышенный товарооборот, а не на ассортимент. При такой выкладке каждая отдельная группа товаров представлена в большом количестве – это вызывает ассоциации с низкой ценой, соответственно, привлекает покупателей.
  3. Выкладка по принципу яркого пятна. Такой вариант выкладки используют в магазинах одежды, нижнего белья, обуви и других непродовольственных товаров. В результате такой выкладки определенная группа товаров выделяется своим цветом на фоне других, что привлекает внимание покупателей. Очень часто яркое пятно формируется в конце зала, но так, чтобы клиент мог заметить его, проходя мимо входной группы: тогда он с больше вероятностью зайдет в магазин и познакомится со всем ассортиментом. Очень часто используется комбинирование различных цветов при выкладке, за счет чего достигается высокий уровень интереса покупателей.
  4. Группировка по ценовой категории. Различные группы товаров формируют по цене - такой формат подходит для товаров, где есть разделение только по ценам - все по 100 рублей, например.
  5. Группировка по коллекциям, стилевое или идейное представление. Такой принци активно используют крупные ритейлеры в Fashion-индустрии: мерчандайзеры спортивных магазинов, крупных магазинов одежды.Товары разных видов сгруппированы в виде коллекций, одежда, плюс обувь и аксессуары. 
Как бы вы не выкладывали товар, есть несколько базовых принципов, которые помогут привлечь максимальное внимание и активно работать с действующим ассортиментом:
  • Точка фокуса. Точкой фокуса - это середина полки, стены, длинного стеллажа и так далее. В центре размещают продвигаемые продукты, то есть, товары на которые спрос необходимо создать. Слева и справа от точки фокуса ставят продукцию импульсного спроса, а по самому краю – наиболее популярные и полюбившиеся покупателям продукты. 
  • Уровень глаз. Наиболее заметные товары располагаются на уровне глаз или чуть ниже, на их долю приходится до 40% внимания. До 30% спроса приходится на продукты, расположенные на уровне рук. Менее всего обращают внимание на товары, расположенные выше уровня глаз и на уровне пола (10% и 20% соответственно). Цифры могут меняться в зависимости от высоты стеллажа – чем он ниже, тем больше внимания уделяется товарам на уровне рук.
  • Лицом к покупателю. Любой товар выставляют лицевой стороной или этикеткой к покупателю: это вызывает доверие покупателя. Кроме того, позволяет легко и быстро ориентироваться в названиях и брендах продукции. Кроме того, стройный ряд упаковок, расположенных лицевой стороной, просто радует взгляд, ведь все гармонично и правильно. А людям нравится гармоничность.
  • Не менее трех. Не меньше трех на полке – это касается каждой единицы товара. Если продукт представлен в единственном экземпляре, он воспринимается как остаток. А остаток – это что-то залежавшееся, невостребованное. 
  • Учитывайте зону видимости. Выкладка товара согласно правилам мерчандайзинга основана не только на психологии, учитывается и физиология. А она утверждает, что зона видимости среднестатистического человека составляет 50 см. Соответственно, каждый товар, который вы хотите продать в большем количестве, должен занимать от 50 см длины стеллажа. 
  • Не забывайте про ценники. Это одно из базовых правил визуального мерчандайзинга. Покупателей раздражает, когда нужно прикладывать дополнительные усилия для покупки и поиска цены. Еще больше раздражает, когда на ценнике указана одна стоимость, а на кассе выбивают другую, как правило, большую. Кроме того, правильно оформленные ценники - требование на законодательном уровне.
В статье мы рассмотрели только базовые рекомендации, но даже если вы используете только это принципы и сможете сделать выкладку понятной и привлекательной для клиентов, то вы отметите увеличению продаж в целом или рост продаж продвигаемых продуктов.