Принципы выкладки товара на полках для повышения продаж
Выкладка товара на полках
Выкладка товара в магазине напрямую влияет на удобство покупателей, а значит на увеличение продаж и лояльность клиентов. Размещение товаров на полках магазина – это важный этап в организации торговли: она должна быть выполнена таким образом, чтобы покупатели могли легко найти нужный им товар, а также быстро и удобно его приобрести.
Существует несколько правил выкладки товаров на полках:
- Товары должны быть расположены в порядке убывания спроса: наиболее востребованные товары должны находиться на верхних полках, а менее популярные – на нижних
- Товары должны быть представлены в достаточном количестве: если на полке находится только один экземпляр товара, то покупатели могут не заметить его и пройти мимо.
- Товары должны быть расставлены таким образом, чтобы они не мешали друг другу. Например, если на полке находятся продукты питания, то они должны быть разделены на категории и располагаться в соответствии с их сроками годности.
- Товары должны иметь привлекательный вид: если товар выглядит неряшливо или имеет повреждения, то покупатели скорее всего не захотят его купить.
- Товары должны соответствовать требованиям законодательства. Например, продукты питания должны быть разложены в соответствии с требованиями санитарных норм.
Принципы выкладки товара на полках
Существует несколько базовых принципов выкладки товаров, которые позволяют увеличить продажи и успростить работу персонала.- Группировка по видам продукции: каждый отдельный вид продукции представлен в одном месте торгового зала. Такой способ систематизации товаров используется в супермаркетах и магазинах самообслуживания, продовольственных, хозяйственных и строительных магазинах. Подобная группировка наиболее удобна для покупателей, так как позволяет легко ориентироваться даже в большом магазине и быстро найти нужный вид продукта.
- Объемное размещение одной группы. Такой вид выкладки используют в дискаунтерах и магазинах низких цент, где ставка делается на количество и повышенный товарооборот, а не на ассортимент. При такой выкладке каждая отдельная группа товаров представлена в большом количестве – это вызывает ассоциации с низкой ценой, соответственно, привлекает покупателей.
- Выкладка по принципу яркого пятна. Такой вариант выкладки используют в магазинах одежды, нижнего белья, обуви и других непродовольственных товаров. В результате такой выкладки определенная группа товаров выделяется своим цветом на фоне других, что привлекает внимание покупателей. Очень часто яркое пятно формируется в конце зала, но так, чтобы клиент мог заметить его, проходя мимо входной группы: тогда он с больше вероятностью зайдет в магазин и познакомится со всем ассортиментом. Очень часто используется комбинирование различных цветов при выкладке, за счет чего достигается высокий уровень интереса покупателей.
- Группировка по ценовой категории. Различные группы товаров формируют по цене - такой формат подходит для товаров, где есть разделение только по ценам - все по 100 рублей, например.
- Группировка по коллекциям, стилевое или идейное представление. Такой принци активно используют крупные ритейлеры в Fashion-индустрии: мерчандайзеры спортивных магазинов, крупных магазинов одежды.Товары разных видов сгруппированы в виде коллекций, одежда, плюс обувь и аксессуары.
- Точка фокуса. Точкой фокуса - это середина полки, стены, длинного стеллажа и так далее. В центре размещают продвигаемые продукты, то есть, товары на которые спрос необходимо создать. Слева и справа от точки фокуса ставят продукцию импульсного спроса, а по самому краю – наиболее популярные и полюбившиеся покупателям продукты.
- Уровень глаз. Наиболее заметные товары располагаются на уровне глаз или чуть ниже, на их долю приходится до 40% внимания. До 30% спроса приходится на продукты, расположенные на уровне рук. Менее всего обращают внимание на товары, расположенные выше уровня глаз и на уровне пола (10% и 20% соответственно). Цифры могут меняться в зависимости от высоты стеллажа – чем он ниже, тем больше внимания уделяется товарам на уровне рук.
- Лицом к покупателю. Любой товар выставляют лицевой стороной или этикеткой к покупателю: это вызывает доверие покупателя. Кроме того, позволяет легко и быстро ориентироваться в названиях и брендах продукции. Кроме того, стройный ряд упаковок, расположенных лицевой стороной, просто радует взгляд, ведь все гармонично и правильно. А людям нравится гармоничность.
- Не менее трех. Не меньше трех на полке – это касается каждой единицы товара. Если продукт представлен в единственном экземпляре, он воспринимается как остаток. А остаток – это что-то залежавшееся, невостребованное.
- Учитывайте зону видимости. Выкладка товара согласно правилам мерчандайзинга основана не только на психологии, учитывается и физиология. А она утверждает, что зона видимости среднестатистического человека составляет 50 см. Соответственно, каждый товар, который вы хотите продать в большем количестве, должен занимать от 50 см длины стеллажа.
- Не забывайте про ценники. Это одно из базовых правил визуального мерчандайзинга. Покупателей раздражает, когда нужно прикладывать дополнительные усилия для покупки и поиска цены. Еще больше раздражает, когда на ценнике указана одна стоимость, а на кассе выбивают другую, как правило, большую. Кроме того, правильно оформленные ценники - требование на законодательном уровне.