Оформление ценников в аптеке
Выкладка товара в аптеке
Правильная выкладка и ценники – это необходимое условие для успешной работы аптеки. Оформление витрин, выкладка должны производится в едином порядке. Это обеспечит условия для роста и развития товарооборота.
Сейчас в аптеках используется два основных способа выкладки товара:
- закрытая для рецептурных и дорогих лекарственных средств
- открытая для других видов фармацевтической продукции.
Все упаковки должны быть выставлены лицевой стороной к покупателям и не перекрывать друг друга. Весь товар должен быть на виду и легко доступен. На упаковке должен присутствовать русскоязычный текст и крупное название. Фармакологические группы располагают горизонтально по всей длине полки или на разных полках, но в рамках одной витрины.
Возможно размещение товаров одного бренда рядом на полке, если они дополняют друг друга или производитель рекомендует их совместное использование. Это стимулирует комплексную покупку. Правильно оформленная витрина вызывает доверие посетителей и облегчает работу фармацевта. В прикассовом пространстве рекомендуем располагать лекарственные средства для симптоматического лечения сезонных заболеваний. Это ускоряет облуживание и увеличивает допродажи.
Ценники не должны закрывать важную информацию о препарате. Чтобы выкладка смотрелась аккуратно, ценники должны размещаться однообразно. Данные условия трудно соблюсти, так как упаковка у лекарств очень различается по размеру, и разные производители используют разное оформление и размер шрифтов.
5 основных правил эффективной выкладки
- Основное место на витринах должны занимать товары средней ценовой категории безрецептурного отпуска. Упростите поиск товара вашему покупателю – разгрузите полки и сделайте отступы между товарами.
- Уверены, что вы уже знаете, что полки на уровне глаз и на уровне вытянутой руки при открытой выкладке привлекают основное внимание покупателей. Именно на них должны находиться самые разрекламированные и популярные лекарственные средства в вашей аптеке. Они принесут вам основную долю прибыли.
- Покупатель рассматривает полку точно так же как и читает книгу сверху вниз и слева направо соответственно свой взгляд он останавливает именно на правой стороне полке справа должны размещаться более дорогие товары а слева скисла подешевле
- Читаемость названий и ценников. Когда все неходовые и дешевые препараты убраны с полок, важно чтобы покупатель видел название препаратов, стоящих на полках и в витринах.
- Устраняйте ошибки! Это скорее рекомендация, а не правило. Главное не пренебрегать доверием ваших покупателей и не вводить их в заблуждение. Регулярно проверяйте выкладку со стороны покупателей – читаются ли ценники и названия, соответствует ли товар ценникам. Не выставляйте товары из нового прихода пока не продан весь товар из предыдущей поставки, особенно если цена изменилась.
Ценники в аптеке
Может возникнуть резонный вопрос: зачем нужен ценник, если столько внимания уделяется выкладке? Тем более, что многие покупатели сразу идут к кассам и узнают наличие и цену на интересующий их товар. Во-первых, этого требует закон. Закон о защите прав потребителя говорит, что изготовитель, исполнитель, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах. Зачастую ценник это единственное, что позволяет покупателю принять решение о покупке. Ну, и нарушение закона, как известно, подразумевает ответственность.
Вторая причина зачем нужен ценник – треть покупателей не совершает покупки, не видя цены!
Что должно быть на ценнике
Об этом четко говорит закон: в России порядок оформления ценников регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020г. «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования…». Новые Правила торговли вступили в силу с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года.
- Законом «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г.
Обязательные требования к оформлению ценников, действующие до 1 января 2027 года:
- Единое оформление и четкость – цвет, форма, шрифт, материал должны быть одинаковыми для всех ценников в магазине.
- Отдельный ценник для каждого товара. Покупатель должен четко видеть и понимать стоимость каждого товара. Ценник устанавливается так, чтобы покупатель понимал к какому товару он относится.
- Наименование товара указывается на ценнике обязательно, включает название и характеристики товара.
- Сорт и вид товара, если они есть, указываются обязательно.
- Цена за единицу товара или стоимость за единицу веса обязательны для указания на ценнике.
Оформление ценников в аптеке дополнительно регламентируется Приказом Министерства здравоохранения РФ № 647н от 31.08.2016г. Согласно ему, кроме названия лекарства, нужно указать на ценнике дозировку, количество доз в упаковке, страну производителя, срок годности.
Раньше на ценнике должна была стоять подпись материально ответственного лица, дата оформления и печать организации, но теперь их ставить не нужно. Наличие дополнительной информации на ценнике не считается ошибкой. Решение о способе предоставления дополнительной информации остается за продавцом. Это могут быть расширенные ценники, специальные стенды или информационные табло.
Исходя из всех этих законов, приказов и постановлений делаем вывод – ценники обязательны! Они должны быть в едином стиле, должны быть правильно оформлены и, конечно, они должны быть читабельными.
Ошибки при оформлении ценников в аптеках
В законах прописано всё чётко, но удержать всё это в голове бывает проблематично. Основные ошибки, которые допускают провизоры при оформлении ценников в аптеке:
- Нечитаемые ценники. Информация на ценниках должна быть полной. Наличие информации на упаковке не освобождает от соблюдения требований законов.
- Использование нескольких цветов при оформлении ценников. В законе говорится о единообразии ценников и это относится и к цвету. Но не возбраняется использовать другой цвет для акционных товаров.
- Мы уже упоминали о большом разнообразии форм и размеров упаковок лекарственных средств. Это затрудняет подбор размера ценника, чтобы он был однообразным для такого количества вариантов. А ещё нужно определиться с размещением.
- Ценник закрывает название препарата. Это лишает посетителя возможности увидеть знакомое название. Это не нарушение закона. Ответственности за данное действие не предусмотрено, но это может привести к падению продаж и соответственно прибыли.
- Собранные в кучу ценники, когда непонятно какой к какому препарату относятся.